Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Николай Михайлович БОРЫТКО
доктор педагогических наук, профессор

 

 

Смысл — это то, ради чего человек живет.

 

Смысл — это то, ради чего человек живет.

Явления существует независимо от человека до тех пор, пока он не начинает их оценивать или придавать ему личностный смысл.

Человек не выдумывает смысл, а находит, обнаруживает, выбирает его среди ценностей жизни и культуры. Однако только после того, как эти ценности переживаются человеком, смысл их становится его достоянием.

Создать, запрограммировать смысл заранее невозможно. Одна и та же ситуация или деятельность может для разных людей иметь разный, порой противоположный смысл.

Но для российской педагогики обращение к смыслам — еще и отечественная традиция. Достаточно вспомнить почитаемых на Руси старцев, размышляющих над смыслом бытия, философско-педагогические взгляды Л. Н. Толстого,  В. С. Соловьева, В. В. Зеньковского, С. Л. Франка, устное народное творчество, которое учит нас тому, что обретение смысла — великая сила.

Былинный богатырь Илья Муромец тридцать лет и три года на печи сиднем сидел, размышлял, а потом, обретя смысл, «богатырское его сердце разгорелось… и он услышал в себе силушку великую», пошел подвиги совершать. Подчас мы ищем в фольклоре прямые инструкции, а народная мудрость побуждает нас к собственным размышлениям: «Сказка ложь, да в ней намек…»

Смысл, как считают в последнее время становится важнейшим понятием гуманистической педагогики. Задача образования в том, чтобы открыть ребенку мир ценностей, ввести его в пространство культуры, где «живут» ценности. Ценности науки, истории, культуры, природы и др. могут быть представлены детям, а смыслы — нет.

Ценности, значения, нормы, знания можно и передать; смыслы — только предъявить. Они не могут быть усвоены, а лишь выработаны, открыты, обнаружены в результате поиска, как следствие внутренней работы, благодаря собственным духовным исканиям, активности индивида.

Не имея духовного стержня, человек оказывается не в состоянии в трудные периоды жизни собрать свои силы, чтобы противостоять ударам судьбы и трудностям жизни.

Ценности только тогда становятся смыслами, когда «прожиты» человеком.

Однако еще со времен И. Канта известно, что невозможно понять суть человека, если свести к его воплощенности в каких-либо материальных предметах и процес­сах, особенно когда речь заходит о творческой личности, вернее, вос­питании этой творческой личности. Именно эти смыс­лы пытается изучить И. Кант, говоря о творческом, конструктивном, субъективном начале в человеке.

 

Для поиска смысла жизни особое значение, по В. Франклу (1990), имеют три группы ценностей: «Я называю их ценностями творчества, ценностями переживания и ценностями отноше­ния. Этот ряд отражает три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни. Первый — это что он дает миру в своих творениях; второй — это что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий — это позиция, ко­торую он занимает...» Каждая личность уникальна и так же уникален ее путь к смыслу жизни.

В. Франкл считает, что человек выбирает не смысл, а при­звание, в котором он обретает смысл. Найти смысл жизни и каждой конкретной жизненной ситуации человеку помогает совесть. Она же помогает ему и осуществить смысл своей жизни, т.к. человек отвечает перед своей совестью, дру­гими людьми и Богом за свое призвание.

 Все так или иначе, посвя­щают себя поиску того, что называется ценностями Бытия, поиску главных, вечных, лежащих в основании всего ценностей, которые не могут быть подчинены никаким другим, более важным: ис­тина, красота, добродетель, простота, ясность… Высшие ценности не имеют иерархии; они равновелики, равно важны и равно насущны для человека: каждый сам выбирает приоритеты для себя, сам выстраивает собственную их иерархию в соответствии со своими талантами, темпераментом, умениями, возможностями и т. д.

Для осуществления смысла жизни человек обладает сво­бодой: он свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, свободен принимать решения и действовать по совести, свободен, чтобы изменяться — «человек в конечном сче­те сам решает за себя!» На вопрос, можно ли научить ценностям, В. Франкл отвечает, что «ценностям нельзя научить, их нужно проживать». Нельзя также передать смысл. Учитель может дать своим ученикам не смысл, а «пример собственной преданности делу исследования, истины и науки»

Так педагогическая реальность становится приобщением человека к смыслу, а не только к знанию.

Философическое воспитание (Н. Е. Щуркова) содействует духовному обогащению личности школьника, переориентируя его внимание со средств существования («поел — поспал», «поспал — поел») на содержание жизни («что со мной происходит»), с овладения объектами мира — на сопереживание миру.

Цель такого воспитания — не только присвоение смысла Я, но и движение субъекта за пределы самого себя в область грядущего смысла.

Задача воспитателя сводится к обнаруже­нию, извлечению, раскрытию, прочтению этого смысла или истолкованию, интерпретации его.

 

 

Лимарев В.Н.

 

Ценностные ориентиры человека определяет общество.

 

Обратимся к статье БОРЫТКО Н.М. и обратим внимание на явное передергивание фактов.

Он пишет:

«Для осуществления смысла жизни человек обладает сво­бодой: он свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, свободен принимать решения и действовать по совести».

 

Это не совсем так, точней совсем не так. Только Личность с большой буквы  во все времена при любой власти была относительно свободна в своем выборе. Хочу подчеркнуть,  только ЛИЧНОСТЬ обладает  относительной свободой.

 

Касательно основной массы населения, то на их жизненные ориентиры сильное влияние оказывает господствующая в обществе идеология, тот статус, который занимает человек в обществе, имущественное положение.

Как пример, смыслом жизни в обществе, где господствует потребительская идеология, под влиянием  пропаганды и  воспитания, для Большенсво населения смыслом жизни становится, более полное удовлетворение естественных потребностей.  В обществе, в котором, сильно влияние религии, молодой человек может уйти в монастырь и смыслом жизни выбрать служение Богу. ( В СССР монастыри практически отсутствовали.)

Николай Михайлович в своей работе подменяет одно понятие другим: т.е. понятие «смысл жизни» поменяют понятие «увлечение».  Многие увлекались и увлекаются коллекционированием марок, но редчайший случай,  когда кто-то считал бы  это увлечение  смыслом его жизни.

 Николай Михайлович  прав в том, что на бытовом уровне, в зависимости от темперамента и характера, генетической программы,  генетического предрасположения, а так же влияния  окружающих, смыслом жизни, или ценностные ориентиры,  для человека могут быть самые неожиданные. Обычно это касается выбора профессии, отношения к противоположному полу и занятия в свободное время, и хочу подчеркнуть все это в рамках определенных жесткой действительностью.

 

Вернемся к тому - насколько свободны в своем выборе  ЛИЧНОСТИ. Личности с большой буквы постоянно находятся под патронажем Высшего Разума, и им только кажется, что они свободны в выборе ценностных ориентиров, что они сами  определили смысл своей жизни, противодействуя влиянию господствующей пропаганды и общественному мнению. Фактически высший Разум предопределил их жизненные ориентиры в соответствии с теми задачами, которые Он возложил на ЛИЧНОСТЬ.

 


Смысл существования человека.
Хлеб для Родины. Открытка: 40-е годы 20 века. (Из коллекции Лимарева В.Н.)

  • главная