Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

 

 

Проблема свободного времени вчера, сегодня и завтра.

 

«Как величайшую ценность эмоционально и творчески, эстетически воспринимать окружающую действительность Высшим Разумом передал человеку, внедрив потребность в генетическую программу человека. Это потребность – часть человеческой души, основа человеческой сущности.

Человек бы никогда не стал человеком, если бы у него не было желания рисовать, лепить, познавать окружающий его мир - не было бы творческого зуда, охваченный которым человек способен часами, десятками часов, отказываясь, порой от “хлеба насущего”, создавать вещи, не имеющие порой никакого практического применения».

(Серия книг: "Что Он сказал!?" Глава «Творческий зуд».)

 

Свободное время вчера…

Прогрессивное развитие человечества произошло благодаря тому, что от повседневной заботы о хлебе насущном были освобождены жрецы – хранители традиций племени. Они же были инициаторами проведения каких-либо ритуальных действий; сочиняли сценарий и являлись режиссерами – постановщиками мистерий.

Сами жрецы были свободны от повседневного рутинного труда, связанного  с жизнеобеспечением племени.

У первобытных людей уже в древности появилась свободное время, и заполнить его содержанием, сделать его эмоционально насыщенным, была задача жрецов.

Уже изначально, в мистериях люди участвовали не только как пассивные зрители, но и единоплеменники  привлекались жрецами, как к организации ритуалов, так и к участию в ритуалах.

Одни готовили в свободное от работы время реквизит для ритуалов, другие были участниками ритуальных действия, разучивали или репетировали ритуальные действия.

Благодаря наличию свободного времени получили развитие такие виды искусство как  театр, прикладное искусство, живопись…

В свободное от работы время люди общались со жрецами. Жрицы знакомили людей с традициями племени, рассказывали легенды, обучали   ритуальным религиозным действиям в кругу семьи и… занимались обучением молодых людей.

Таким образом, во время бесед происходило осмысление существующей действительности. Происходило умственное развитие человека: формировалось мировосприятие человека.

Свободное время первобытного человека было заполнено интеллектуально-эмоциональным содержанием.

Отступление.

У евреев в субботу работать запрещено. В современное время это доходит до глупостей: современные религиозные философы  в серьез рассуждаю о том, что является ли работой выключение света, подогрев пищи и т.д.  Это естественно вырождение иудейства.

Но изначально предписание не работать в субботу было прогрессивным явление, значимым для всего человечества, так как в субботу иудей  посвящал духовной жизни. Он читал религиозную (и художественную)  литературу, вел философские (и светские) беседы с единоверцами, занимался религиозным воспитанием детей. Производил некие  религиозно-мистические  ритуалы в кругу семьи.

То, что когда-то на определенной ступени развития человечества прогрессивным явлением превратилось в свою противоположность. Когда-то деятельность в субботу дало толчок к умственному развитию иудеев. Теперь тора является колпаком, который ограничивает развитие иудеев. Иудеи стали реликтовым этносом, т.е. этносом остановившимся в своем развитии.

 

 

Свободное время сегодня…

 

Значение свободного времени для человека, как ценности, было переосмыслено философами 18-19 века.   

 

  «Впервые время как общественная ценность фиксируется в экономических теориях XIX века, где рассматривается неотъемлемой характеристикой общества. Давид Риккардо писал, что подлинное богатство нации: в возможно меньшее рабочее время создать возможно большее изобилие материального богатства, то есть подлинное богатство общества—время, высвобожденное из процесса материального производства, время, которым человек может свободно располагать: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности и развития способностей.

(Иркутский институт социальных наук. Лекция 7. «Социология свободного времени».)

Своей формулой Давид Риккардо выхолащивает, уничтожает изначальное значение  для человека, которое имело свободное время, в смысле:  время, во время которого человек духовно и умственно развивался и имел эмоциональное удовлетворение от  интеллектуально-духовной жизни.

По его формуле человек: создав изобилие материальных благ – использует время для потребления продукта.

Под  свободной деятельностью подразумевается так же и духовная жизнь. Под духовной же жизнь часто подразумеваются участи в религиозных мистериях, из которых духовность   уже выхолощена и часто рассматривается её участниками, как шоу, т.е. развлечение, время провождение досуга.

Под понятием «развитие способностей» подразумевается в первую очередь  развитие способностей в сфере спорта, изготовления поделок, обустройства быта, т.д. в том, что не приводит к духовному развитию личности.

Для удовлетворения истинно духовных потребностей – получила развитие массовая культура. Она для людей заменила мистерии, отличие от мистерий в том, что участники мистерий вступали в религиозный экстаз, а участники различных шоу тоже вступают в экстаз, аналогичный экстазу после употребления наркотических средств,

Религиозно-развлекательное шоу: перенос статуи распятого Иисуса Христа. Испания. Марбелья. Фото Лимарева В.Н

Современные теоретики свободно времени пишут:

 

«Индивидуально-свободное время раскрывает иные черты свободного времени: мировоззренческие ориентации, духовные потребности, социальная активность, политическая лояльность, повседневная ментальность и т. п. Иными словами, все то, что касается внутреннего мира каждого отдельного человека, его восприятия свобод, предоставляемых обществом. Здесь свободное время раскрывается как качество жизни, ее особый образ, наполненность смыслом, не сводимым к удовлетворению элементарных потребностей.

  Высвобождение времени осознается как насущная потребность, досуг — как подлинная жизнь».

(Иркутский институт социальных наук. Лекция 7. «Социология свободного времени».)

 

Теоретики говорят о том, что в свободное время удовлетворяются духовные потребности человека, раскрывается внутренний мир человека, формируются мировоззренческие ориентации.

Этим они выдают желаемое за действительное.

Действительность приземлена: фактически в настоящее время современная рыночная экономика рассматривает свободное время человека как время,  которое человек потребляет предложенный рынком продукт: это развлекательные шоу, спортивные зрелища, театрализованные игры. Рынок формирует потребности человека посредством средств массовой информации. Реклама, предложение различных развлекательных мероприятий, призыв к потреблению перегружает мозг человека, формирует его потребности, фактически уничтожает человека, как личность. Только «Личностям с большой буквы»  в некоторой мере,  удается противостоять психологической обработке средствами массовой информации.

 

«Существует система зависимости форм культурной организации свободного времени от общей социальной организации, что отражается в характере финансирования свободного времени. Государственная политика в сфере культуры, науки и образования; предполагает создание различных фондов поддержки “юных талантов”, “молодых ученых”, “образовательных инициатив” и т. п. и т. д., в разработке различных форм социального контроля — финансового, политического, идеологического, нравственного, религиозного, психологического и т. п., включая и создание индустрии свободного времени и шоу-бизнеса».

(Иркутский институт социальных наук. Лекция 7. «Социология свободного времени».)

Таким образом, человек, благодаря «различным формам социального контроля»,  не свободен в самореализации  в свое свободное время.

Не свободен он был и в древности, там то, чем он занимался в сводное время, определяли жрецы – научная элита общества, а её, прежде всего, волновала проблема вовлечение индивида в духовную жизнь, которой жило общество, что приводило к единению общества.  

В настоящее время то, чем должен заниматься человек в свободное время определяет торгово-промышленный капитал, власть олигархов. Их цель подавить индивидуальность человека, создав массовую культуру, превратить людей в серую послушную массу потребителей. 

Агрессивное воздействие на психику людей через средства массовой информации, интернет, сильными раздражителями, такими как показ откровенных сцен насилия,  демонстрация низменных проявлений человека, демонстрация извращенного секса, военных действий, драк между монстрами,  и т.д. приводит мозг в болезненное возбуждение и,  человек с возбужденным мозгом,  теряет  способность заниматься интеллектуально-духовной деятельностью.

 

Свободное время завтра…

 

В интеллектуально-гуманистическом обществе свободном от агрессивной потребительской идеологии, на первый план в управление обществом выйдут жрецы, т.е. научная элита общества, задача которой будет формирование человека, как личности. Значимость человека в обществе будет определяться его духовным богатством его личностными характеристиками.

Институт человека, безусловно, будет уделять много внимания проблеме свободного времени.

Самореализация, человека как личности – будет главной заботой жрецов от науки.

  

 

  • главная